Недорогой электрокар — это скучно. Весёлый электрокар — это дорого. Любой электрокар — это неудобно. На этих трёх представлениях держалось моё отношение к машинам на батарейках до тех пор, пока я не попробовал Volkswagen ID.3. Который оказался одновременно доступным, драйверским и понятным. Представляете, он действительно проезжает столько, сколько обещает! В рваном режиме с пробками, круизом по трассе, резкими ускорениями и спокойной ездой борткомпьютер рисует расход 20 кВт∙ч на 100 км. А эффективная ёмкость батареи — 77, поэтому поделив второе на первое и умножив на 100, получаем реальные 350 с лишним километров. А это около трёх дней интенсивных передвижений по забитому машинами городу
Да, с зарядкой по-прежнему сложно. Но если вы покупаете электрокар, то или живёте в своём доме, или любите квесты. А если как я — берёте попробовать — то выбираете самый простой способ подзарядиться. Им оказался бесплатный терминал на парковке торгового центра Мега. За 2 часа 20 минут батарея впитала в себя почти 30% заряда, то есть около 100 километров пробега. В зависимости от источника и задачи, время зарядки может быть разным: от получаса для наполнения 5–80% при трёхфазной 100-киловаттной сети (например, на трассе М11 в районе аэропорта Шереметьево) до 9,5 часа для 0–100% при однофазной 7,2-киловаттной сети (сценарий ночной зарядки в коттедже).
Поскольку общественные зарядки все разной мощности, владельцу электрокара до сих пор сложно спрогнозировать, где и как он «заправится». Но хотя бы честный и адекватный по величине запас хода доступен теперь не только владельцам Tesla. И пусть у российского офиса Volkswagen нет планов продавать у нас ID.3, тестовый хэтчбек с немецкими номерами вполне наглядно показывает, чего ждать от соплатформенного кроссовера ID.4. У которого куда больше шансов однажды пополнить ассортимент официально доступных в России электромобилей.
Оказалось, Volkswagen на батарейках — это не скучно, хотя сама эта фраза кажется синонимичной тоске. Задний привод, 204 л.с. и 310 Н∙м в формате городского хэтчбека — ничего не напоминает? Я не мог отделаться от ощущения, что у меня в руках старая добрая BMW 1 серии. Юркая, шустрая и увлекательная в управлении, только с каким-то странным мотором. Стоить подумать — и ты уже телепортирован в нужное окошко в потоке. Безотказная педаль газа даёт ощущение превосходства, с которым так трудно расстаться, пересаживаясь на обычный автомобиль. Остаётся только недоумение: зачем в городе все эти упражнения с передачами и оборотами? Вздор, да и только!
ID.3 требует минимум концентрации на управлении и напоминает детскую машинку, только для взрослых. На педалях пиктограммы play и pause, которые намекают, что продолжить игру можно одним касанием. ID.3 всегда готов — его не нужно ни заводить, ни прогревать, чтобы поехать сразу и быстро. Ногу на тормоз — и просыпается скупая (с другой стороны — а что на неё выводить-то?) приборка. Поворот растущей из неё рукоятки — и можно начинать веселиться. Динамики достаточно, чтобы в потоке быть самым быстрым, ведь электромотор выдаёт всю тягу мгновенно. Поэтому ощущается ID.3 более мощным, чем есть на бумаге.
Заднеприводная компоновка даёт больше драйва, чем ожидаешь от городского хэтчбека — под газом автомобиль классно подкручивается внутрь, поэтому «открываться» можно рано и глубоко. Лишней массы почти не чувствуется, а руль «чист» и прозрачен, как на благородном спорткаре. В своё время производители отказались от заднего привода в компактном классе по причине дороговизны и компоновочных компромиссов, но с электромоторами эти сложности неактуальны. Зато манёвренность потрясающая — за счёт практически «красноярского выворота» свободных от приводов передних колёс.
В вождении ID.3 нет драмы и преодоления — это процесс столь простой, что даже по-своему увлекательный. Максимально беспроблемный (если знать, где зарядиться) и шустрый автомобиль покоряет своей готовностью действию в любой момент. Удачные настройки подвески позволяют меньше переживать за рулём, а качественно новый водительский опыт заново пробуждает интерес к давно опостылевшей езде в городе. Да это же Golf, изобретённый заново! И пусть я уверен, что с такой машиной заскучаю по традиционным моторам. Но это лишь стимул иметь отдельный автомобиль для души.
Поэтому при наличии инфраструктуры сложно придумать на каждый день что-то удачнее и ненапряжнее, чем ID.3. Потому что это понятно, удобно и весело. Разве что в наших условиях для большинства водителей (себя к ним не отношу) не лишними будут дополнительный клиренс и полный привод кроссовера Volkswagen ID.4 — его-то и будем по-настоящему ждать. А пока предлагаю альтернативные мнения коллег, основанные на их собственных сценариях пользования автомобилем.
Владелец Tesla Model S перестает укладывать пакеты в багажник и с интересом смотрит на хэтчбек Volkswagen ID.3, который я паркую на соседнем месте станции подзарядки. Кто бы мог подумать: в торговом центре рядом с домом можно бесплатно (!) «заправить» электрокар. Да еще и места расположены «козырно» — прямо рядом со входом. «Разве ID.3 уже продают? Где купили?» — тесловод явно настроен на разговор. Нет, говорю, машина, на немецких номерах — это временный ввоз для изучения общественного мнения.