Россия может стать единственной страной в мире, где Volkswagen может избежать штрафов за нарушения экологических стандартов. В Росстандарте подтвердили , что концерн нарушил требования техрегламента, однако наказания за это вряд ли последует. Причиной скандала вокруг VW стала неисправность программного обеспечения в автомобилях c дизельным двигателем.
«Наши экологические нормы продукция Volkswagen нарушила. Но компания воспользовалась своим правом добровольно исправить нарушения — это разрешено законом. Штраф наложить мы не можем. Да и какой смысл в штрафе? По крайней мере, наша задача — следить за соблюдением стандартов и отсутствием нарушений прав потребителей», — рассказал представитель ведомства.
На этой неделе «Фольксваген Груп Рус» объявила о начале кампании по обновлению программного обеспечения блока управления двигателя на примерно 43 тыс. автомобилей концерна, проданных в России в 2008–2015 гг. и оборудованных дизельными двигателями серии ЕА189. В сообщении компании отмечается, что через перепрошивку ПО должны пройти 25 592 легковых автомобиля, 7012 коммерческих Volkswagen, 3684 автомобиля Skoda и 6652 машины Audi, оснащенные дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра.
Необходимость обновления ПО в Volkswagen объяснили тем, что его текущая версия программного обеспечения способна распознавать, что автомобиль находится на испытательном стенде, и оптимизировать выбросы оксида азота в это время. При этом подчеркивается, что все автомобили, оснащенные двигателем серии ЕА189, безопасны с технической точки зрения и пригодны для эксплуатации.
В пресс-службе компании подчеркнули, что концерн не нарушил требования российских экологических стандартов. «Предполагается, что все автомобили с этими двигателями, продававшиеся по всему миру в обозначенный период, оснащались соответствующим ПО. Модели с такими двигателями концерн отзывает во всех странах, где они продавались. Мы также объявили сервисную кампанию в России, даже несмотря на то, что никаких нарушений, как в других странах, в России не было», — подчеркнули в пресс-службе.
В Минпромторге также считают, что Volkswagen не нарушал законодательство России. По словам главы ведомства Дениса Мантурова, закон об экологических нормах, который действуют в России, отличается от тех, которые действуют в других странах .
«Происходящее вовсе не является чрезвычайной ситуацией. Так поступают все добросовестные производители, либо реагируя на нарекания пользователей, либо в случае если сами выявляют какие-то недочеты в своем производстве. И главное — делают это инициативно. Что касается Volkswagen — они не нарушили законодательство РФ об экологических нормах, которые действуют в России и отличаются от тех, которые действуют в других странах — в частности, в США и Европе. Например, у нас «евро-4» действовал до конца 2015 года, а в Европе уже с середины 2014 года был введен норматив «евро-6», — заявил министр.
Причиной скандала вокруг VW стала неисправность программного обеспечения в автомобилях c дизельным двигателем. Установленное на автомобилях ПО позволяло обходить проверку на уровень выброса вредных веществ. В нарушении Volkswagen уличило американское управление охраны окружающей среды. Власти США обязали VW отозвать с американского рынка 500 тыс. машин. Volkswagen был вынужден частично приостановить продажи ряда моделей дизельных автомобилей в США. Немецкому автоконцерну грозит штраф в 18 млрд долларов.
Компания признала, что неисправным программным обеспечением снабжены 11 млн автомобилей по всему миру. Средства на покрытие расходов, связанных с неисправным ПО, компания выделит в третьем квартале. Чтобы освободить необходимые для ремонта средства, Volkswagen применит жесткую программу экономии. Скорее всего, концерн будет вынужден отложить инвестиции в оборудование и инфраструктуру.