В правительство РФ поступило предложение об обязательном указании персональных данных автомобилистов в электронных паспортах транспортного средства. В роли инициаторов выступили оператор системы ЭПТС и Российский союз автостраховщиков, они считают, что это позволит избежать проблем при перепродаже машины. Глава АО «Электронный паспорт» Илья Минкин напомнил о том, что в России с 2006 года действует ФЗ о персональных данных. Согласно ему, граждане страны имеют право не указывать информацию о себе в цифровом ПТС. «Законодатель решил, что информация о собственнике не обязательна. Мы выполняем эти требования», — цитируют «Известия» представителя оператора системы ЭПТС.
Он отметил, что после внедрения ЭПТС документом, подтверждающим право собственности гражданина на автомобиль, станет договор купли-продажи. Как правило, у подобных документов нет дополнительных элементов защиты, их легко подделать. По мнению эксперта, нетрудно создать и фальшивое свидетельство о регистрации ТС, которое также содержит информацию о собственнике машины.
«В случае вторичных продаж неясно: зачем нужен ЭПТС, если информации о собственнике он не несёт. Здесь большое поле для махинаций», — сказал адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.
Однако если внести в ЭПТС персональные данные автовладельцев, то покупатели машин с пробегом будут защищены от продавцов-мошенников. Ещё одним вариантом обезопасить подобные сделки станет возвращение старой схемы, при которой использовалась регистрация у нотариуса (применялась в 1990-ых). Она заключается в том, что специалист проверяет данные паспортов участников и вносит информацию в реестр.
В РСА решили обратиться к правительству с предложением изменить постановление, регламентирующее ОСАГО. Им требуется указание в официальном документе места жительства собственника автомобиля, так как при расчёте цены полиса «автогражданки» используется так называемый «территориальный коэффициент».
Cтраховщики делят все регионы на три зоны: в «красную» входят наиболее проблемные по ОСАГО субъекты РФ, «жёлтая» является пограничной, а в «зелёную» входят территории, где сумма выплат клиентам не превышает доходы от реализации полисов. Недавно портал «Колёса.ру» опубликовал обновлённый список самых убыточных регионов России. В числе новичков Приморский край, Свердловская область, Астраханская область, Воронежская область, Красноярский край, Дагестан и Ярославская область.
Напомним, сейчас идёт переходный период с бумажных ПТС на электронные. В России он должен завершиться 1 июля 2018 года. Предполагается, что новые машины будут продавать только с ЭПТС, однако всех автомобилистов не будут принуждать заменять ими бумажные аналоги. Предполагается, что работа с цифровым документом обойдётся автовладельцам дешевле, чем с нынешним вариантом.